воскресенье, 19 июня 2011 г.

ПРАВИЛА ЦВЕТА: КОЛОРИТ КАК КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Когда мы говорим об изучении цвета, то вспоминаем цветовой круг и длинные полосы бумаги, изведенные на градиент и сближенные цвета, но у тех из нас, кто испытывает проблемы с построением колорита, даже при многочасовом разглядывании круга ничего не меняется. Проблема была, проблема есть, проблема остается. Нас учат живописи, но колорит, по мнению наших учителей, мы должны постигнуть сами! Это нонсенс и вовсе не серьезный разговор. Если вы не справляетесь с цветом, без внешней поддержки исправить ситуацию практически невозможно. Многие прекрасные графики могли бы стать не менее прекрасными живописцами, если бы их проблемы с цветом в свое время не пустили на самотек.


Итак, есть несколько простых правил, как создать гармоничный колорит, не владея природным чувством цвета. Как и чувство вкуса, чувство юмора, чувство цвета может быть врожденным или благоприобретенным, но если одним повезло родиться с этим даром, то другие вынуждены тратить долгие годы на собственное преодоление. Но стоит ли тратить бесценное время на то, что можно сделать быстрее и с большей отдачей? Я думаю, нет. Поэтому я села и сформулировала несколько элементарных способов. Поверьте, для того, чтобы их осознать самостоятельно, мне, не владеющей врожденным цветопониманием, пришлось попотеть! И я рисковала навсегда уйти в ч/б, когда очередной педагог обозвал мою живопись бездарной по причине - цитирую - "вам нужно забыть о цвете, он не для всех, а вам хватит и пера с тушью". Нет, сказала я себе. Мне не хватит пера с тушью, но если вы за долгие 17 лет бесконечных учеб не смогли объяснить мне, что колорит можно выстроить логически, а не исключительно по наитию, мне не стоит прислушиваться к вашим советам. 

Расскажу, что помогло мне и может помочь вам. И начну с самого простого - с копирования.

Все знают, что копировать полезно. Но почему-то стесняются это признать. В старые времена художники копировали без устали и однажды получали, наконец, тот результат, к которому стремились - набитую руку, наученный глаз и обогащенный ум. А если результат был, отчего же и нам не воспользоваться копированием... чужих колоритов?

КОПИРУЙТЕ ЧУЖИЕ КОЛОРИТЫ


Это проще простого. Предположим, у вас уже есть готовый рисунок, но вы совершенно не представляете, каким должен быть колорит, чтобы максимально точно передать ваши собственные ощущения от будущей работы. Задачка не из простых, скажу я вам. Сколько объективно хороших идей я загубила, "не попав" в колорит!..
Для того, чтобы вам стал ясен принцип цветового копирования, приведу пример. Выберите картину, цветовое решение которой нравится вам больше всего и посмотрите на преобладающие цвета. 

Л.Ванденко

Скорее всего их будет немного - два-три основных цвета, два-три - дополнительных. Если вы сомневаетесь, что у вас получится воспроизвести эти цвета сразу, воспользуйтесь черновиком и палитрой. Полезно начертить квадрат - 2 на 2 или 3 на 3 и попытаться воссоздать основные цвета и оттенки так, как это показано здесь.



Когда основные моменты выбранного колрита станут вам ясны, приступайте к работе. Весь секрет в том, чтобы, не размениваясь по мелочам, выдержать колорит по основным объемам.

Это самый простой способ, основанный не столько на способностях к живописи, сколько на точности зрительного восприятия. А теперь рассмтрим более традиционные - базирующиеся на знании элементарных вещей - теплое/холодное, сближенное, контрастное. 

ИСПОЛЬЗУЙТЕ СБЛИЖЕННЫЕ ЦВЕТА


Построение колорита подобно игре в шахматы - нельзя положить мазок, не думая на два хода вперед. В идеале колорит должен быть УЖЕ в голове. Однако представить и адекватно воплотить - задача непростая. Попробуйте для начала выбрать один цвет и двигаться от него. 

95.08 КБ

Цветовая гамма в холодных тонах - движение от синего

91.40 КБ

Цветовая гамма в теплых тонах - движение от желтого



Классический колорит на сближенных тонах

ВВОДИТЕ КОНТРАСТЫ


Иногда работы, выполненные в сближенных тонах выглядят скучновато. Глаз ищет "живого" контраста, неожиданного цветового пятна, эдакого смыслового колористического центра. 
Художники знают этот нехитрый секрет и умело используют его. Возьмите с них пример. А лучше обратитесь к первоисточнику: контрасты создала природа - красные ягоды земляники в зеленой траве, сочно-желтая луна в синем небе, изумрудные глаза рыжей кошки, угольно-черные вороны на белом снегу - все это контрасты. Естественные инструменты ВЫЧЛЕНЕНИЯ. Что именно вычленяет природа, награждая кошек зелеными глазами, нам неизвестно, зато мы - художники - при помощи контраста можем вычленить что угодно - главное из неглавного, существенное из несущественного, драгоценное из пустой породы. Как гениальный Матисс. Или Шагал. Или даже Малевич. Ведь черный квадрат на белом фоне - это те же вороны на снегу...

Марк Шагал

Колорит, выстроенный на контрасте синего и желтого

Анри Матисс

Колорит, выстроенный на контрасте зеленого и красного

НЕ БОЙТЕСЬ ГРЯЗИ


Разные смысловые замыслы требуют разных принципов воплощения. В академической живописи приоритетным являются максимально естественные колористические схемы. Мы с детства знаем, что - откровенно говоря - трава зеленая, небо голубое, снег белый и так далее. Сейчас те из вас, кто знает об оттенках, гневно качают головой, но вспомните, ЧТО мы говорим, увидев молодую, только что вылезшую весеннюю травку? "Какая ЗЕЛЕНАЯ трава!" Что мы говорим, увидев высокое сентябрьское небо? "Какое СИНЕЕ небо!" Что мы говорим, увидев чистый, только что выпавший снег? "Какой он БЕЛОСНЕЖНЫЙ!" И в этом нет ничего постыдного, правда же? Однако писать в столь очевидной манере - и скучно, и довольно непросто. 

С.Нестерчук

...И вот студенты выходят на пленер. Перед ними - зима во всем своем великолепии. Но как передать все великолепие цвета, чтобы образовался единый колорит? У каждого преподавателя найдется ответ, который отменно работает на первых порах: "Больше грязи - больше связи!"

Да-да, вы не ошиблись. Именно так. "Грязь" - как связующее звено колорита. Конечно, это не грязь в прямом смысле этого слова, а некоторая колористическая уловка для объединения необъединяющегося. В масляной живописи существует прием, когда по всей поверхности работы в целях колористического объединения проходятся одним тоном - эта технология объединяющего слоя похожа на технологию подмалевка: сильно разбавленный оттенок, смешиваясь в живописным слоем, создает единую картину мира. Открою секрет: в акварели неудачную по колориту работу также советуют "объединить" простым смыванием краски струей воды и снова начать писать.

"ЧЕРНЫЙ, БЕЛЫЙ, +1


Однажды моя семилетняя ученица, рассматривая принесенный мною альбом, выдала замечательную сентенцию: "Живопись отличается от графики только количеством цвета". Конечно же, я - с высоты опыта и полученного образования - начала возражать, приводя доводы о разности материалов, подходов, принципов и прочей наукообразной чепухи, но она не сдавалась.

Спустя несколько лет, начав максимально плотно заниматься книжной графикой и столкнувшись с личными трудностями в области колорита, я осознала ее правоту и сформулировала для себя правило "черный, белый +1". Принцип прост и может принести массу пользы начинающему колористу: дело в том, что есть вещь, которую невозможно испортить - благословенный монохром! Если вы сомневаетесь в своих колористических способностях, начните с триады - любой цвет сыграет на фоне ч/б. Вместе ч/б можно выбрать любую пару - это немного усложнит задачу, зато убережет вас от цветовой путаницы.

Н.Егорова

Колорит-триада


Возможно - и даже наверняка - это правило существует испокон веков и носит какое-нибудь мудреное название, которое я - из глупости ли, по лени или невнимательности - не запомнила, но есть ли смысл запоминать то, чем не собираешься пользоваться, если однажды наступает момент открытия? Открыть что-либо заново, для себя лично, путем проб и ошибок - не полезнее ли пустого запоминания? 

Однако я помню также и тот день, когда рожденная в муках и от того любимая работа моя была в пух и прах раскритикована профессором за... пошлость по причине использования трех цветов. Что и говорить - русская школа живописи не сильно-то жалует отклонения от академизма. Нас учат восторгаться Матиссом, но попробуй вы сами писать в таком ключе, ого! - вам не поздоровится. "Неужели нельзя обойтись без этих дурацких опытов?" - вопрошал мой профессор, разглядывая принесенный мною шедевр - классическое ч/б, разбитое красным. Я не поняла его тогда, не понимаю и сейчас. Опыты - наш способ продвижения вперед. Поэтому я снова и снова повторяю:

НЕ БОЙТЕСЬ ИЗОБРЕСТИ ВЕЛОСИПЕД


Испльзуйте все способы, учитесь строить колорит. Не опускайте рук, если кому-то не нравится ваше "чувство цвета". Не боги горшки обжигают.


Источник: http://anni-manninen.livejournal.com/624705.html#cutid1

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...